Экологическое состояние окружающей среды в г.Волгограде

 

На главную

Природа - сырье цивилизации или дом для человека

Атмосфера Волгограда

Состояние почвеного покрова города
Волгограда

Загрязнение водных ресурсов города Волгограда

Электромагнитное воздействие

Комплексное
загрязнение среды Волгограда

Радиационная обстановка

Природа,культура, экология

Уровень здоровья населения и перспективы его повышения

 

Природа, культура, экология

Проблема социальной экологии традиционно связывают с взаимодействием общества и природы как среды его обитания. Человек живет не только в среде природной, но и в культурной. Культура - это накопленный человеком интелектуальный и нравственный потонциал, это богатсива искусства, науки, духовного освоения мира. Эта сфера не менее чувствительна к возможным разрушениям, чем природная. Правомерно постанить проблемы экологии применительно и к культуре, к культурной среде обитания. Другими словами, необходимо сформулировать основные принципы экологии культуры.

Если сравнить человеческое общество с животным обществом, то мы увидим, что культура ставит под контроль отношения людей, включая те, что основаны на инстинктах, но сама культу\ра как система отношений особого рода основана на человеческих эмоциях,на страсти.Это позволяет личности быть свободным. Свобода - отрибутное свойство человека как личности. Она по-разному прявляется на разных этапах развития и в разных субкультурах.

Именно благодаря личной свободы может существовать и развиавться культура. Свобода дает возможность действовать на только по заданной програме ( в соответствии с инстинктами), не только по установившимися в обществе традициям, воспоизводящим существующие в обществе традиции, но и свобода - это прежде всего возможностьразвития и творчества по созданию новых культурных форм. По мере развития культуры ее контроль над отношениями, основнанными на инстинктах, возрастае. А значит, растет возможность выборов, что дает дополнительный стимул развития культуры.

Человек как индивид, как живое существо имеет инстинкт самосохранения. Но этот инстинкт поставлен под определнный контроль культуры, носителеи которой являеися данный человек. Поэтому перед человеком есть возможность выбора: быть или не быть. Элементы культуры (идеи, желания, ценности и т.п.) могут оказаться для человека более значительными, чем инстинкт самосохранения.

Главное, что дает человеку культура - это смысл его существования. Челдовек выходит из запрограмированного природой существования в сферу свободы. Это преже всего свобода творчества творчества, результатами котророго являются смыслы. Смыслы - это то, чего нет в природе, которые задаются данной кудьтурой.

Вхождение человека в культуру - это занятие в ней определенного места, принятие на себя определенных обязательств по выполнению некоторой функциональной роли. Культура с этой точки зрения существует как система мест, которые в ней занимают люди. Каждое место в культуре определяет соответстующий набор потребностей, которые может удовлетвыоить человек, занявший это место.

Стремление занять определенное место в культуре приводит к столкновению интересов различных людей. Развитее культуры в целом идет по пути выравнивания возможностей удолетворения потребностей, что выражается в "демократичности культуры". Но поскольку все существовавшие до сих пор культуры имели иерархическую структуру, то во всех них присутствует столковение интнресов различных людей. Отметим, что причины экологичности или неэкологичности лежат в самой культуре.

Иными слоами, культура производит в самой себе элементы, которые не только лбеспечивают ее устойчивое функционирование и развитее, но и элементы, разрушающие ее.

Парадокс состоит в том, что один и тот же элемент культуры может иметь как положительное значение для экологии культуры, так и отрицательные, играть роль антиценности. Например, атомная электростанция имеет как положительную ценность, поскольку вырабатывает электроэнергию, но и представляет антиценность, поскольку ее неконтролируемая работа смертельно опасна для жизни людей.

Экологичность культуры, то есть ее оптимальное функционирование и развитее, будет определяться таким ее состоянием, когда ценности культуры будут доминировать над антиценностями.

Основной пробллемой экологии культуры, на мой взгляд, является проблемаустановления тех допустимых пределов присутствия в культуре антиценностей, когла культура продолжает оптимально функционировать и устойчиво развиваться. Эта проблема значительное поледля исследований не только философии,но и других науках. Поэтому экология культуры при своем последвательном развертывании должна представляить собой междисциплинарное направление научных исследований.

 

 
     
Hosted by uCoz